Я стремлюсь проявлять себя во многих креативных направлениях: кино, поэзия, проза, реклама.

15.10.2014

Интервью-с: на съёмочную площадку - с топорами!

Всем привет.
Вчера я опубликовал отзыв на новый фильм Валерии Воробьёвой - "Савичевы", повествующий о блокадном Ленинграде. А сегодня решил встретиться с режиссёром лично и в рамках рубрики "Интервью-с" расспросить о съёмках, документалистике и планах на будущее.
М: Привет, Лер.
В: Здравствуй, Марсель.

М: Во-первых, поздравляю тебя с завершением пост-продакшена.
В: Спасибо-о-о.

М: Во-вторых, приступаем к допросу. Расскажи, откуда появилась идея съёмки фильма "Савичевы"? Как зародилась? Что вдохновило?
В: Идея снять фильм на эту тему пришла мне в ноябре 2013 года. Сложно сказать, что конкретно повлияло на мое решение рассказать именно о блокаде. О дневнике Тани Савичевой (дневник послужил основой для фильма - прим.ред.) я знаю еще со школьной скамьи, и была в шоке, узнав, что почти никто из моих сверстников не слышал об этой юной ленинградке, а один даже перепутал ее с певицей. Таня Савичева была символом блокады, и мне хотелось попробовать рассказать ее историю, историю обычной девочки. История блокадного дневника Тани Савичевой очень меня тронула, особенно ее последние записи. Мне захотелось рассказать о всей ее семье, об их счастье и трагедии. По сути Танина семья отразила судьбу миллионов семей, которые так же потеряли родных, близких людей. Когда выбираешь военную тематику, трудно говорить о вдохновении, у режиссера и у актеров должно быть осознание того, о чем и о ком они снимают, без уважения к истории такие фильмы снимать нельзя.

М: Не могу не согласиться. Главную роль в твоём фильме играет очень непростой период жизни нашей страны - блокадный Ленинград. Не страшно было снимать про него? Ведь когда режиссер замахивается на подобную тематику, это вызов. Вызов своим амбициям, вызов истории, вызов законам жанра.
В:Было страшно не передать дух того времени, не оправдать надежд. А больше страхов не было.

М: Смелое заявление. Тогда расскажи немного о том, как проходили съёмки. Какие преграды приходилось преодолевать в первую очередь?
В: Трудности были с кастингом. Я искала людей, которые внешне походили бы на настоящую семью Савичевых. Я нашла фото этих людей и старалась подобрать актеров так, чтобы внешне они походили на одну семью. Я читала книги о Тане, смотрела документальные фильмы. Набирала актёров не спонтанно, а четко представляя, кого я хочу видеть на каждой роли. Профессиональных актеров среди них нет, это обычные школьники и студенты. Получились некоторые несоответствия в возрасте. Например, Тане Савичевой на момент войны было 12 лет, но актрисы, которая смогла бы воплотить Таню такого возраста, я не нашла. Поэтому ее роль исполнила актриса Ксения Гарань, которой недавно исполнилось 15 лет. Роль матери получилась самой проблематичной. Актриса воплотила образ женщины, матери 5 детей. Самой актрисе 17 лет, но благодаря прическе и одежде мы смогли ей накинуть лет 20. Роль бабушки сыграла моя родная бабушка. История Тани Савичевой окутана разногласиями: по одной версии она после смерти родных уходит к дальней родственнице, по другой - остается в доме и ее находят службы санитарных команд. Мы решили воплотить вторую версию - нам она показалась более трагичной. Так появился образ солдата, который выносит ее в конце фильма на руках. Сложности были и с озвучкой фильма - нам, как любителям, не хватало профессионального оборудования. Не было ни световых установок, ни профессиональных камер, поэтому моей главной проблемой стала сама картинка фильма. Я ей не довольна, но сейчас намерена для следующего проекта закупить более профессиональную технику, перейти на новый уровень. Поскольку мы - любители, наши съёмки никем не спонсировались, поэтому мы не могли себе позволить построить декорации. В общем, препятствий хватало.
М: Да уж, чем дальше автор находится от событий фильма, тем сложнее ему воссоздавать все нюансы той эпохи. Честно признаюсь, во время просмотра критически вглядывался в одежду героев, в обстановку квартиры. И заметил буквально пару мелочей, которых никак не могло было быть в 40-х. Как ты восстанавливала такую историческую точность?
В: Я изучала моду 40-х на одежду, на причёски, старалась максимально точно воссоздать эпоху. Конечно, недочеты есть, но когда речь идет о короткометражном неспонсированном кино, это вполне естественно. Работали в музее-резиденции Арткоммуналка Ерофеев и другие. Там были сняты основные сцены. Весь музей стилизован под коммуналку 50-60 годов, поэтому он идеально подходил для фильма. Часть съёмок прошла в недавно открывшемся музее «Добро пожаловать в СССР» в селе Протопопово. Там снимался довоенный период. Чтобы наглядно показать разруху и запустение после блокады, мы снимали в заброшенных яслях на ЗТС. Там же был снят и музыкальный клип в поддержку фильма. В этом обветшалом доме снимать было сложнее всего - слишком велик был риск наткнуться на местную фауну безработных и прочую нечисть (смеётся). Поэтому ходили туда исключительно группой и только с топорами.

М: Да уж, с чем только не столкнёшься на узкой тропинке, ведущей к съёмочной площадке. Но давай поговорим о самом сложном моменте в работе режиссёра. Он ведь должен не только рассказать историю, но и превратить незнакомых друг другу людей в одну съемочную группу. Ведь хорошая команда - это слаженный механизм, который всегда понимает, что от него хочет режиссёр. Расскажи немного о работе со съемочной группой над проектом.В: В этом фильме я исполняла обязанности режиссера, постановщика, монтажера, стилиста, гримера. Мне очень помогал директор фильма Алексей Козлов. Сами актеры - мои хорошие друзья, поэтому проблем у нас не было. Они понимали меня с полуслова и старались максимально выложиться на съемках. Особенно тяжело нам дались сцены военного периода, когда людей по сюжету мучил голод и усталость.

М: Я понял, давай вернёмся к твоей персоне. Любой автор после завершения работы над фильмом смотрит и думает: тут можно было сделать по-другому, здесь можно было снять с другого ракурса и т.д. Много у тебя претензий к самой себе после завершения работы над фильмом?
В: Претензии всегда были и будут, всегда хочется сделать лучше, чем есть.

М: Хорошо. Тогда задам вопрос с подвохом: "Савичевы" получились такими, как ты их задумала, или другими? Довольна ли ты сама как автор результатом?
В: Не хватило средств, но в целом я работой довольна. Более того, хочу и дальше  совершенствоваться в данной области.


М: Если уж заговорили об этом: а почему именно документалистика? Ведь большую часть хронометража всё равно заняла реконструкция.
В: Меня всегда интересовала история, очень интересно анализировать прошедшие события, освещать их. Поэтому выбор пал именно на документальное кино с элементами постановки.

М: Не могу не задать этот вопрос: "Савичевы" готовы, что дальше?
В: Грядёт премьера первого художественного полнометражного фильма, который будет представлен на суд зрителей в конце ноября этого года. Также в разработке сценарий антиутопии, но не буду рассказывать все сразу.

М: И последний вопрос: что ты можешь сказать читателям моего блога?
В: Смотрите хорошие фильмы.

М: Тоже самое и я им постоянно говорю. Желаю "Савичевым" успешной премьеры, а тебе - новых проектов и вдохновения.
В: Спасибо большое.

М: Счастливо.
В: До свидания.

Премьера фильма состоится 18 октября 17.00 в "XCeption" IT Loft.
Адрес: Волгоградский пр., 32 к. 8

Комментариев нет:

Отправить комментарий